воскресенье, 14 декабря 2008 г.

GLOBAL VILLAGE

Николай Бондаренко
Цифровой кризис в «Глобальной деревне». Регион КАРАГАНДА

Далеко не в каждой точке Центрального Казахстана доступна мобильная связь. В Карагандинской области сотовые «ловят» в крупных и не очень городах. А также небольших поселениях вдоль транспортных магистралей, ведущих к Астане, Жезказгану или Каркаралинску.
Компании-операторы мобильных сетей: «Кар-Тел», «GSM-Казахстан», «Алтел», «Казахтелеком», постоянно работают над тем, чтобы качественная связь была доступна в самых удаленных районах области. Здесь своя перспектива.
Глобальное развитие сетей именно по всей территории страны - одно из условий предоставления для операторов государственной лицензии на оказание услуг мобильной связи.
Итак, «глобальная деревня» становится реальностью…

Стратегические территории.
Ни для кого не секрет, что в Казахстане активно развивать мобильные сети не настолько выгодно, как, к примеру, в Европе.
Специфика, к примеру, Карагандинского региона в том, что плотность проживания потенциальных потребителей услуг связи отличается в десятки раз. И качество связи во многом зависит от территории покрытия.
В мобильной сфере Казахстана и в Карагандинской области можно наблюдать сформированный рынок. Если несколько лет назад операторы активно занимались привлечением абонентов, то сейчас приоритетны потребности абонента. Очень важно наличие спектра дополнительных услуг, постоянных предложений и благоприятного соотношения цены/качества.
Стратегические индустриальные центры региона – это города Караганда, Темиртау, Жезказган, Балхаш. Здесь операторы заинтересованы улучшать качество связи постоянно.
Сотовая связь компании «КарТел» с торговой маркой «Beeline» в этом году впервые появилась в населенных пунктах Каркаралинского, Нуринского, Актогайского, Улытауского, Шетского, Бухаржырауского районов. Дополнительно открылись центры обслуживания сельского населения в поселках Карсакпай и Кучек (Кушокы).
Помимо обслуживания сети, здесь есть доступ к новинкам мобильного рынка – только что выпущенным моделям сотовых трубок и коммуникаторов.
Компания GSM Казахстан тоже открыла центры эксклюзивного сервисного обслуживания под брендом Kcell Экспресс. Сейчас они работают в 92-х областных и районных центрах.
В офисе оператора говорят, что это проект по стандартизации дилерских точек. И открытие сервис-центров «K’cell Экспресс» является одной из стратегических задач GSM Казахстан по расширению регионального присутствия и предоставлению качественных услуг клиентам компании на территории всего Казахстана.


В «K’cell Экспресс» осуществляется продажа качественных сотовых телефонов и аксессуаров. Здесь же располагается сервисно-технический пункт (ремонт сотовых телефонов, закачка мелодий и пр. Все сервис-центры «K’cell Экспресс» унифицированы, как по высокому уровню качества и количества предоставляемых сервисов, так и по внешнему виду.

Для роста качества связи и ее надежности, в том числе для таких дополнительных услуг как мобильный Интернет или мобильная почта некоторые операторы ведут строительство оптоволоконных линий связи.
Поясняет директор Карагандинского филиала ТОО «КаР-Тел» (TM Beeline) Михаил Вознюк:
- Строительство собственных оптоволоконных линий связи позволит нам, сотовому Beeline, отказаться от аренды каналов связи, предоставляемых поставщиками и тем самым существенно снизить собственные расходы. За первое полугодие 2008 года в Караганде и Жезказгане мы проложили больше 50 км оптоволоконных линий связи. В ближашем будущем эти два города будут соединены волоконно оптическими линиями связи. Также до конца года мы завершим прокладку волоконно-оптических линий связи по направлениям Караганда-Астана, Караганда-Балхаш-Алматы. Строительство современных оптоволовонных линий связи для нас стратегически важное направление.
Помимо всего, мы не прекращаем строительства базовых станций. Сейчас параллельно ведется строительство около 20 таких станций. Намечено строительство еще нескольких башенных станций. В области общее количество таких сооружений – 23, а всего базовых станций – около 250.

В компании «GSM-Kazakhstan» сказали, что оптоволоконные сети не тянут. Это объясняют тем, что один из акционеров мобильного предприятия «Казахтелеком».

GSM-1800.
В конце июля компания «Кар-Тел» первая среди казахстанских операторов получила разрешение Агентства по информатизации и связи (АИС) на оказание услуг в более современном стандарте GSM-1800, широко применяющийся в городах западноевропейских стран.
До этого момента все сотовые GSM-операторы Казахстана предоставляли услуги мобильной связи в стандарте GSM-900, который за рубежом традиционно считают сельским.
Схемы покрытия сетями казахстанских операторов мобильной связи можно отыскать в Интернете.
Наиболее ясную картину территории покрытия своими сетями дает компания «Kcell» на карте своего сайта (http://www.kcell.kz/ru/?l=coverage). На картинке помимо населенных пунктов отмечены дороги, планируемые для покрытия «kсell». Но населенных пунктов, где принимает «kcell» не так много. Выехав из Караганды в Жезказган, мобильный телефон «kcell» будет без сигнала всю дорогу. Не ловит «kcell» в поселках городского типа Жайрем и Каражал. В отличие от сети «Билайн».
Территории покрытия Beeline обозначены в рекламных билбордах.
На официальном сайте компании «Алтел» www.pathword.kz с брендом «Pathword» невозможно посмотреть территорию покрытия сетями. Там просто говорится о том, что PAThWORD постоянно расширяет свою территорию по Казахстану, чтобы потребители имели доступ к услугам сотовой связи стандарта CDMA2000 1X. Приводится 50 городов и населенных пунктов.
Официальный сайт Компании www.altel.kz на реконструкции.
На сайте www.neogsm.kz территория покрытия сетями «Нео» не загружается. Это объясняют тем, что сетевой ресурс работает сравнительно недавно. И доработать его - вопрос времени.

Мобильный кризис.
Спад в экономике карагандинского региона начался в августе 2007 года. Он мало отразился на глобальных планах операторов сетей. Зато серьезно пострадали продавцы мобильных аппаратов.
Одновременно с ипотечным кризисом карагандинские отделения банков сократили программы потребительского кредитования, в том числе и мобильных телефонов. Ужесточились требования для потребителей краткосрочных кредитов. Например, организации перестали выдавать деньги клиентам, которые предоставляли «косвенное» подтверждение своей платежеспособности. Это, к примеру, когда за покупку мобильного телефона и возврат денег отвечал богатый родственник. До кризиса таким образом продавалось около 30% всех соток.
Раньше люди предпочитали покупать трубки со встроенными МП3-плеером или фотоаппаратом. И лишь разразившийся кризис заставил вспомнить, что мобильный телефон прежде всего средство связи, а не модная игрушка.
Объем продаж мобильных аппаратов в ценовом пределе от 6 до 15 тысяч тенге сохранился в течение 2008 года. Это недорогие эргономичные модели Nokia, 1112, 1200, 1208, 1600, 2350, 2600, 3110, 2626, Samsung C260, Samsung E250, Sony-Ericsson J110, J120, K510i, K700, K750, Motorola L6, Motorola L7, Motorola RAZR V3 и другие. За кризисный год цены на эти модели телефонов упали не более чем на 10%.
Что нельзя сказать о middle-сегменте. Сотки от 15 до 40 тысяч тенге.
К популярным моделям телефонов можно отнести модели Sony Ericsson K550i, Sony Ericsson K800i, Sony Ericsson W880i, Motorola RAZR V3i, Motorola MOTOKRZR K1, Motorola RAZR2 V8.
Хит продаж последнего времени - Nokia 6300 именно из «промежуточного» сегмента. Ультратонкая трубка Nokia 6300 — модель среднего класса. Она воплощает эволюцию дизайна моноблоков. Nokia 6300 весит всего 91 г при толщине менее чем 12 мм, мобильный выполнен из качественных материалов. Кроме органичных изгибов и привлекательного дизайна Nokia 6300 предлагает комплект надежных и простых в использовании функций, включая 2-мегапиксельную камеру с «зумом», расширяемую память, встроенный MP3-проигрыватель и FM-радио. Дисплей обеспечивает четкое детальное изображение, оживляющее такие приложения, как мини-браузер Opera и игры Sudoku и Snakes III». (Справка www.sotmarket.ru)
Из линейки телефонов «Самсунг» к среднему классу относят модель Samsung U600. Это стильный имиджевый слайдер, ориентированный на бизнес аудиторию. Клавиатура в Samsung U600 очень удобная (это матовая металлическая пластина) дружественная к пользователю, аппарата комфортно располагается в руке. Глянцевый пластик дисплея обладает высокой «удароустойчивостью».
В модели Самсунг U600 реализуется возможность оптимизации энергопотребления, что позволяет увеличить время работы телефона без дозарядки. Встроенный плеер Samsung U 600 отличается громкостью и хорошим звуком. А слот для карт памяти создаст все условия для использовать возможностей медиа-плеера. Слайдер имеет порты для USB-подключения, причем специальные драйвера для синхронизации с ПК устанавливать не требуется. Bluetooth в Samsung U 600 поддерживает несколько профилей. Камера Samsung U 600, кроме своих стандартных функций фото и видео съемки, умеет распознавать контактные данные и автоматически добавлять их в адресную книгу.
(www.mobiguru.ru)

Компании, которые не обанкротил кризис, упорно продолжали завозить новые модели сотовых телефонов. Например, появились модели c похожими функциями и революционным дизайном – Nokia 5310, Nokia 5610, Nokia 6500, Samsung U900.
Цены стремительно росли вниз и на другие модели, например, смартфоны, E50 и E65. Их принято относят к классу «выше среднего».
Смартфоны отличаются от мобильных телефонов усовершенствованным процессором. Он обеспечивает работу расширенного меню. Отрицательная черта – долгая загрузка и отклик на команды. Бывает, что из-за работы процессора смартфоны зависают в самый неожиданный момент.
Отнюдь этот факт не влияет на популярность таких телефонов.
Мультимедийный Смартфон третьего поколения Nokia N95 со встроенным GPS-навигатором, к примеру, теперь стоит 58 тысяч тенге, в то время как год назад можно было видеть ценник около этой модели «117 000».
А обновленная модель этого телефона теперь стоит 74 000 тенге. Nokia N95 8Gb Music Edition имеет до 100 МБ встроенной динамической памяти для сообщений, мелодий вызова, изображений, видеоклипов, календарных записей, списков дел и приложений. До 8 Гигабайтов встроенной памяти для хранения разнообразной информации: музыки, картинок, рингтонов, карт.
Дорогие мобильные новинки продавались в специализированных розничных сетях «Евросеть», «Dixis», «M-Zone», «Цифровой мир», «Темир телеком», «Центр-телеком», «Сотовик».
Кризис внес свои корректировки, в результате которых «Евросеть» закрыла несколько своих салонов в Караганде. А компания «M-Zone», к недоумению, вообще перестала существовать на территории региона.

Китайские трубки?
В Караганде за мобильными чаще всего идут в ЦУМ, а не в розничные мобильные сети. Потребители отмечают, в этом универмаге, расположенном в центре Караганды, цены намного ниже. «Сотовый мир» расположен на огромной площади цокольного этажа ЦУМа. Это объединение десятков специализированных мелких торговых точек.
Говорит владелец отдела продаж мобильных телефонов, Михаил Мациевский:
- Специфика карагандинского рынка мобильных телефонов состоит в том, что цены на основной товар - мобильники не превышает 5% либо 10% от закупочной стоимости. Мелкие торговцы, как я, ориентируемся на цены, которые выставляют более крупные поставщики. Основная же прибыль идет от продажи сопутствующих товаров к мобильному телефону: аксессуаров. Чехлов для соток, дополнительных батарей, зарядных устройств, сменных панелей, корпусов, кабелей подключения к компьютеру, наушников. Подключение (выбор связи), карточки пополнения - на все перечисленное маржа может составлять в некоторых случаях 100 и 200%!
Продавец поясняет, что мобильные в основном привозят из Эмиратов, Китая и Москвы.
Сборка мобильников, встречающихся в карагандинском регионе, может быть венгерской, финской или китайской.
Эмиратовские и московские модели мобильных приобретаются чаще всего в алматинских оптовых фирмах – «FinTel», «Манго», «Мобила.кз», «Светофор.кз» и других. Компании обеспечивают оперативную гарантию и поддерживают постоянный ассортимент.
На китайские гарантия в три раза меньше. Это так называемые мобильные «by Nokia» - такая надпись стоит возле серийного i-mei-кода, если снять заднюю крышку корпуса и вытащить батарейку. По гарантии эти модели возвращают чаще всего. Кстати, когда комментируют эту надпись, говорят, что производство «заводской Китай». Это качество намного лучше, чем просто «Китай».
Встречаются явные подделки с обещаниями, что телефон «made in Germany». Телефон отличается тем, что в коробке не полная комплектация. Сама упаковочная коробка плохого качества. Чаще всего какая-нибудь из дополнительных функций в таком телефоне не работает.
В последнее время появилось оборудование для прошивки китайских телефонов, например, с встроенными двумя сим-картами или видеоприемником. Раньше в такие модели телефонов, привезенных из-за границы, нельзя было закачать новое программное обеспечение. Для этой процедуры необходим специальный программатор – устройство с большим количеством кабелей на каждую модель мобильного телефона.
На эти модели никто и никогда не давал гарантию. Слишком часто телефоны ломались и починить их было практически невозможно. Теперь ситуация изменилась, и китайские мобильники неопределенных брендов теперь стоят от 20 000 тенге.

Рынок Б/У
Удивительный факт, во время кризиса большим спросом пользуются «бэушные» мобильные телефоны. Люди, которым срочно нужны деньги, отдают мобильные телефоны за копейки. Это целая индустрия, в результате которой иногда оказывается, что продавать мобильные, бывшие в употреблении, выгоднее, чем новые. И занимаются этим чаще предприниматели, у которых мало средств на оборот для покупки новых трубок. «Бэушную» сотку «доводят» - ремонтируют, если есть необходимость, меняют корпус и ставят на прилавок с ценой немного ниже стоимости новой модели телефона. Спрос на такие трубки постоянный.
Однако бывает, что «бэушные» мобильные имеют криминальное прошлое. Их просто-напросто своровали. Риск быть обманутым для продавца подержанных мобильных тоже велик.

Коммуникаторы?
Другая черта рынка мобильных телефонов в карагандинском регионе – постоянно запаздывают новинки. В отличие от магазинов Алматы и Астаны.
Особо «просвещенные» покупатели не могут найти моделей телефонов, релизы о которых появляются в сети Интернет чуть ли не каждый день. В этом случае покупатели обращаются в компании, работающие на заказ.
Многие СМИ говорят о выпуске новых моделей коммуникаторов iPhonе. В ЦУМе удалось отыскать один «бэушный» iPhone.
Несколько моделей iPhone удалось обнаружить на витрине розничной сети продаж «Цифровой мир».
Говорит Айдар Туменов, менеджер компании.
- Мы пытаемся позиционировать себя как продавцы мобильных и коммуникаторов. Пытаемся занять пустующую нишу.
Например, модель Apple iPhone 8Gb Russian Edition - это высоко функциональный мобильный телефон с интересным дизайном. У нас эта модель стоит 85 тысяч тенге. И пользуется спросом. Это модель с огромным сенсорным экраном, выполненным по технологии Multi-Touch. В ней простой пользовательский интерфейс, MP3 и MPEG-4 плеер, качественная 2-хмегапиксельная фотокамера с разрешением снимков 1600х1200. Apple iPhone работает на базе Mac OS X, что придает удобство в управлении - одновременная работа с несколькими функциями. Apple iPhone это широкие коммуникационные возможности: BlueTooth, Wi-Fi, WAP и GPRS.
Потенциальным «киллером» Apple iPhone считается тайваньская компания HTC. В Караганде ждут появление новой модели коммуникатора HTC Touch Pro, которая значительно будет отличаться оп цене.
В этом коммуникаторе элегантный 2,8-дюймовый сенсорный экран сочетается с направленной точностью ввода с клавиатуры. Разрешение, в четыре раза превышающее разрешение большинства мобильных устройств, делает работу с электронной почтой, документами и веб-страницами удобной и простой.
Разработанный HTC полнофункциональный сенсорный интерфейс, TouchFL3D, обеспечивает простой способ быстрого перемещения между стандартными задачами, такими как обмен сообщениями, просмотр календаря и звонки по телефону.
С помощью удобного браузера можно использовать ресурсы Интернета у себя на ладони. Интернет-страницы выглядят так, как будто идет работа на компьютере, а сенсорный интерфейс TouchFL3D позволяет легко находить и увеличивать любые страницы.
Встроенные функции Wi-Fi и телевизионного выхода позволяют подключиться к местной точке доступа беспроводной связи и отправлять, например, презентацию PowerPoint, даже если под рукой нет портативного компьютера.

- Трудно сказать, когда коммуникаторы придут на смену простому мобильному. – Продолжает Айдар, – Продажи IT-технологий в нашем регионе растут медленно. И в Казахстане, например, до сих пор не доступна 3G-связь, хотя в современные мобильные устройства уже встроена эта функция.
Действительно, в Казахстане еще не проводился ожадаемый всеми конкурс на получение лицензии по использованию сетей третьего поколоения 3G.
Недавно в алматинском офисе компании «Кар-Тел» проводилась презентация услуг связи третьего поколения - 3G. Представителям СМИ и корпоративным клиентам Beeline были продемонстрированы основные услуги на базе 3G: видеозвонок, высокоскоростная передача данных, потоковое видео, online gaming.
И представители государственных органов РК, регулирующих отрасль связи - АИС, неоднократно говорили о намерениях выдать до конца 2008 года лицензии на оказание услуг сотовой связи третьего поколения.

НИКОЛАЙ БОНДАРЕНКО
e-mail: nickbond@mail.ru
icq: 259453917

Комментариев нет:

Отправить комментарий